“МЕЩЕРСКИЕ КРЕСТЬЯНКИ”. Статья из калужской газеты “ВЕСТЬ”

«Мещерские крестьянки» покорили «лоскутный Париж»


Опубликовано: газета «Весть» №335-338 (6666-6669)

Начнем с того, что Международный  фестиваль-конкурс народного творчества «Пестрая Поляна», который с 2004 года проводится в музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна», для мастеров, работающих в лоскутной технике, то же, что для ведущих кутюрье мира показы в Париже. Поэтому «серебро», завоеванное этим летом на «Пестрой Поляне» калужанкой Жанной Столяр-ской, ценнее иного «золота». Высокой оценки строгого жюри удостоились ее текстильные куклы «Мещерские крестьянки».

Традиция жить будет

Они стройны и элегантны, современны и модны, как манекенщицы в нарядах от кутюр. Непосвященному человеку трудно поверить, что их прототипы - очень архаичные калужские куклы-скрутки.

- В этом году фестиваль проходил уже в четвертый раз, и ведущей номинацией была кукла из лоскута по мотивам традиционной куклы-закрутки (скрутки). Поначалу меня это обескуражило - более выигрышно калужская кукла выглядит в узловой конструкции. Куклы-скрутки менее выразительны, менее щекасты, грудасты… Как говорили бабульки, «скалка есть скалка». Организаторы и жюри «Пестрой Поляны», а в него входят представители трех федеральных этнографических музеев, вероятно, с умыслом выбрали именно эту подтему: её сложно развить, сложно показать. При этом конкурс предполагает определенный кураж, авторскую оригинальную переработку народной темы, но с глубоким сохранением традиционных технологий работы с лоскутом, - рассказывает Жанна.

Она занимается калужской традиционной куклой с 1995 года. Ее, выпускницу истфака КГПУ, судьба свела с замечательными мастерицами: народными мастерами России Риммой Тарасовой и Ириной Агаевой, Мариной Мишиной, известным кукольником и исследователем из Санкт-Петербурга. Вначале были сомнения: а стоит ли вообще этим заниматься? Но серьезное исследование Марины Мишиной (она в этом году защищает кандидатскую диссертацию по педагогической составляющей народной куклы), аргументы Риммы Тарасовой («Традиция жива и будет жить») склонили чашу весов в пользу куклы.

Куклы из собрания Могилянского

- Посещая серьезные семинары и фестивали по народному творчеству, я все чаще сталкивалась со словосочетанием «калужская кукла». Мне стало интересно, что же все-таки можно отнести к этому понятию, - продолжает Жанна. – Для поиска ответа на этот вопрос были предприняты индивидуальные стажировки в Российский этнографический музей, архив Московского народного музея. Оказалось, коллекции калужских тряпичных кукол - одни из самых больших в фондах музеев. Изящество и мастерство, с которым они были сделаны простыми крестьянками, удивляет и потрясает. Причем не меня первую, но и тех этнографов начала XX века, которыми они были собраны наряду с этнографическими образцами домотканой одежды и головных уборов.

Более всех меня поразили куклы из собрания Николая Михайловича Могилянского. В 1903 году он, будучи в должности хранителя этнографического отдела Русского музея, с лучшими фотографами и фотографической техникой ездил по Калужской губернии, чтобы запечатлеть простой люд и его жизнь. Чрезвычайно образованный человек своего времени, помимо уникальной этнографической коллекции предметов, он привез из калужской экспедиции и коробку с куклами, на первый взгляд ничем не примечательными, ни яркостью форм, ни красивыми тканями. Только его воспоминания все объясняют: «Фабрика да отхожие промыслы почти стерли с лица земли всю этнографию… Все бытовые особенности утрачены, и не найти уже ни старых костюмов, ни украшений, ни головных уборов». Действительно, большая удача для собирателя в век просвещения и революций найти в обыденной жизни уникальные атрибуты, куклы абсолютно архаичной конструкции как отголосок древнего утраченного обряда. Эти уникальные куклы и стали объектом моего изучения.

И крестьянка, и французская дама, и русская барыня

Кукольная конструкция, обнаруженная Могилянским во время экспедиции в Жиздринском уезде, в деревне Прудки, и легла в основу работ, которые Жанна Столярская представила на фестиваль. Изумительный кукольный образ одновременно напоминает и крестьянку, и французскую даму, и русскую барыню. В нем все гармонично. Внутри очень необычная конструкция: конусовидная скрутка – древнейший символ плодородия. Возможно, изначально кукла и была обрядовой, но данных об этом не сохранилось. Верхняя часть костюма куклы состоит из двух десятков лоскутных и тесемочных обвязок, а нижняя представляет собой простейшую юбку без излишеств. Головной убор – кика рогатая - традиционный для Мещеры, куда входили и земли Жиздринского уезда. Н.Могилянский с особой тщательностью собирал именно такие головные уборы, считая их наиболее древними и дорогими. По его словам, в зажиточных семьях на изготовление или покупку рогатых кичек тратили прежде не один десяток рублей, что было безумно дорого по тем временам.

- Та же рогатая кика в кукле решена гораздо дешевле и проще: из куска бересты и небольшого лоскута ткани, а далее ловкость рук, два узла - и никакого капитала не надо, и так хороша! - восхищается моя собеседница. - Спустя 90 лет по следам Н.Могилянского отправляется экспедиция ОНМЦ, и молодой сотрудник отдела народного творчества Анна Строк находит у бабушек куклу-кукушку. Поразительно: ее основа один в один похожа на основу куклы, найденной в 1903 году. Получается, традиция изготовления одной и той же конструкции куклы сохранялась на протяжении века!

«Ляпачиха», «жгутиха» да «пугвачиха»

- Как вы поняли, сделать основу куклы - скрутку - несложно, сложно из неё сделать законченный женский образ. Вот я и задумалась: надо их во что-то наряжать, чтобы на фестиваль ехать. Сначала вспомнила, что фестиваль-конкурс все же посвящен возрождению русского лоскутного шитья, а одна из старинных лоскутных техник, «ляпачиха», позволяет из ничего просто творить чудеса. Только около тысячи лоскутков в строгой последовательности надо пришить на платье куклы - и сиди любуйся! Лоскуток по-архангельски – «ляпачек», поэтому кукла получила название «ляпачиха». Одна готова, но на фестиваль нужно три как минимум. Обратилась к народному костюму – это кладезь идей. Там и обнаружила украшения в виде жгутиков. Получилась кукла «жгутиха». Настоящая дама. Совершенно архаичная конструкция, а как играет! Можно и средневековую Францию преподнести, можно и Калугу. Третья воплотила в своем наряде народную любовь к разным нашивкам и пуговицам и стала «пугвачихой» (от народного пугвачка). С этими «девочками» мы и отправились на фестиваль.

В гостях у графа

Вот такие наряженные, напомаженные, приехали они в Ясную Поляну. Фестиваль «Пестрая Поляна» - один из проектов музея, отдела декоративно-прикладного искусства. Он проходит раз в два года и каждый раз посвящен одному из видов народного искусства. География участников широчайшая. Помериться силами съезжаются лучшие мастера из ведущих центров народного творчества. Но если фестивали в Ярославле, Иванове, Костроме собирают больше лоскутников–дизайнеров, то у «Пестрой Поляны» специализация своя – развитие традиционного для России лоскутного ремесла. Не квилта, не пэчворка, а именно русской лоскутной техники. Жюри здесь больше ценит не игру фантазии, а знание традиций, их сохранение и авторское развитие. Длится фестиваль неделю, которая насыщена блиц-конкурсами, семинарами, лекциями, экскурсиями. Интрига сохраняется до конца фестиваля - до последнего часа никто не знает, кто победил, хотя жюри подводит итоги еще в первый день. Для лучших участников швейные машинки становятся призами.

Закрутить лоскуток по-калужски

На этом конкурсе Жанна была не первой представительницей нашей области. В 2008 году в «Пестрой Поляне» участвовала опытный мастер по лоскуту, неоднократный лауреат российских и международных фестивалей и конкурсов Вера Голубева из Обнинска. Она представляла столичное творческое объединение «Красный сарафан» и завоевала «бронзу» сразу в двух номинациях – «лоскутный костюм» и «лоскутное панно».

- Повторить успех Веры я даже не мечтала. Попасть в число 23 финалистов - уже счастье, - поделилась Жанна. - Ведь едут на этот фестиваль не только ради выставки творческих работ, но и ради возможности глубокого изучения лоскутной темы. Поэтому и конкуренция серьёзная. Это чувствуешь еще на отборочном туре, который также пройти нелегко. Он заочный: ты присылаешь фотографии своих работ и небольшое эссе о том, что ты сделала.

Сквозь времена

Учредители «Пестрой Поляны» считают, что на фестивале все больше людей приобщается к наследию Льва Толстого.

- Именно слова Льва Толстого «Есть наслаждение в мысли, что вся эта зеленая земля – моя» и вдохновили меня на творчество, - пояснила Жанна. - И своих кукол я назвала «Мещерские крестьянки», чтобы напомнить, что сам граф Толстой восхищался калужской Мещерой, калужскими крестьянами, их самобытностью, ремеслами. Я стремилась как можно меньше отходить от традиции, но в то же время сделать конечный результат понятным современному человеку. Для этого использовала сочетание тканей начала XX века, послевоенной поры и уже современные образцы, а также просто следовала за мыслью мастера, который жил более ста лет назад «на моей зеленой земле».

На музейном экспонате поверх старых замусоленных тесемочек была пара золотистых, непонятно откуда взявшихся в деревенской глуши. И мне подумалось: бабулька, наверно, взяла по случаю у барыни завязку от подарочной коробки и хранила это сокровище, пока руки до куклы не дошли. Именно ей, кукле, – самое ценное, блескучее. И я для кукольного поясочка взяла тесемку а-ля от коробки конфет. Все удивлялись: «Ну, ты додумалась!» А это не я, а та бабушка из деревни Прудки. Изучение опыта другого мастера и дает возможность саморазвития. Я благодарна членам жюри за то, что они поняли меня и мои идеи.

Кстати, дипломы подписывал и общался с нами председатель жюри, директор музея граф Владимир Толстой, гостеприимный праправнук великого писателя. Очень было волнительно. Не каждый день тебе вручают дипломы с росчерком самого графа».

* * *

Через два года фестиваль-конкурс состоится вновь, и ведущей номинацией будет старинная вышивка и мелкая лоскутная пластика. На одном из сайтов в Интернете написано: «Творчество – заразная болезнь.  Просим быть осторожными». Это действительно так. Но взамен все же есть отдача - море эмоций, переживаний, новых встреч и роскошь человеческого общения.

Светлана МАЛЯВСКАЯ.

Trackback URI | Комментарии

Оставить отзыв